Отгремели новогодние праздники, минули Рождественские. Многим известно, что после Рождества в Святочную неделю положено ходить в гости, встречаться с родственниками, друзьями, знакомыми.
Вот и пришла снова община Успенской церкви в Невском районе в гости в реабилитационный центр на Запорожской улице. День 16 января 2018 года был хорошим: на улице стояла настоящая зимняя погода, кое-где в окнах домов еще видны были нарядные елочки.
В актовом зале реабилитационного центра собрались его насельники и сотрудники на рождественский концерт. Как и в прошлый раз, сначала выступали дети. Первой выступала уже «известная артистка» Мелания Беликова с рождественской песней «Снежинка». Затем в ее же исполнении прозвучало произведение Иоганна Себастьяна Баха «Маленькая прелюдия №2 из Второй тетради». В следующем номере Меланию поддержал ее младший брат пятилетний Николай. Коля подыгрывал на бубне, выбивал ритм, сестра пела, Коля подпевал. Одеты дети были в русские национальные костюмы.
Уже знакомые нам сестрички Карасевы Лиза и Катя показали блестящий номер с народными инструментами – ложками. Они спели две рождественские колядки. Потом на сцену вышли взрослые. В исполнении поэта Алексея Деревягина прозвучали рождественские стихи А. А. Блока «Сочельник в лесу» и С. С. Бехтеева «Ночь и мороз на дворе». Стихи «Деревню снегом замело» и «Рождественские ели», прочитанные Алексеем, он сочинил сам.
Рождественские колядки в этот день не смолкали. Мелания Беликова спела «Царь Израилев» и «Рождественское чудо». Впервые участвовавший в концерте семейный ансамбль «Забавушка» спел три колядки. Как уже говорилось, самому юному участнику ансамбля Николаше – пять лет. Трио «Мелодия» продолжило концерт исполнением очередных колядок. Трио выступило в составе мамы и бабушки Мелании и Николая и поэта Алексея Деревягина. Валерия – мама детей – была ведущей концерта.
Пение колядок поддержала матушка Нина, жена военного священника и другие гости, которым подпевал зал. Член совета прихода Макаревич Т.П. коротко рассказала об истории колядок.
А потом были подарки: рождественские сувениры, конфеты, шоколадки. Насельники разошлись, а члены Успенского прихода еще пообщались за вкусным душистым чаем, которым угостили их хозяева. Довольными остались и хозяева, и гости. Так прошла рождественская встреча друзей.
Макаревич Т.П.
О колядках.
Когда-то землю и, в частности, наши – приладожские и приневские земли, заселяли язычники. Это племена и народы, которые говорили каждый на своем языке и поклонялись множеству богов. Статуи этих богов они делали из камня и дерева, устанавливали их на капищах – специальных возвышенных местах, и там молились. Они просили хорошей погоды, чтобы вырос богатый урожай, чтобы не было падежа скота, просили здоровья кормильцу семьи и прочих жизненных благ.
Одной из самых почитаемых богинь была богиня по имени Каляда. Она считалась богиней плодородия. Празднование ее было назначено в день зимнего солнцестояния. В этот день люди ходили по улицам и домам с песнями, прославляющими эту богиню. Эти песни стали называть колядками. Иногда люди надевали звериные маски, чем развлекали окружающих. Колядующих награждали подарками, различными «вкусностями, которые потом все вместе съедали.
В разных местах был свой любимый божок. Когда на Русь пришла Православная Вера, люди стали почитать одного Триединого Бога, а языческие обряды постепенно переродились в христианские. В Рождество Христово стали ходить по улицам деревень и по домам сразу после утренней литургии с песнями, прославляющими Господа Иисуса Христа, его рождество и Богородицу. Название песен не изменилось — колядки, но изменилось содержание. Маски уже не надевали, ходили с Вифлеемской звездой. А кто все-таки надевал маску, должен был потом окунуться в проруби, чтобы смыть этот грех.
Традиция колядовать сейчас у нас практически утрачена. Она местами сохранилась на Западной Украине, а Украина – родина большинства колядок, и юге России, память о ней жива и сейчас. Живы «Христославящие» колядки, которые мы поем с Рождества до Крещения.
Поделиться:
Комментарии