Неслучайная встреча

Прошлое властно вторгается в нашу сегодняшнюю жизнь. В этом мы убеждаемся довольно часто. История, о которой пойдет речь, не такая уж древняя. Она возвращает нас в прошлое столетие.

Теперь уже многие жители Невского района знают о том, что с начала XVIII века на Троицком поле существовало Успенское кладбище, получившее название от церкви, местоположение которой в наше время оказалась под развязкой на окружную дорогу.

 

Освятили церковь в 1911 году, закрыли в 1940, здание и кладбище уничтожили в 1960-х годах. Через сто лет после освящения, в 2011 году, недалеко от утраченной церкви был поставлен памятный знак в виде пятиметрового деревянного креста. Шесть лет люди приходили сюда, чтобы участвовать в панихидах и молебнах. И пришло время, когда они осознали, что утраченный храм на Троицком поле необходимо возродить. Он нужен не только для вознесения молитв за погребенных на кладбище и сохранения памяти о них, но и для живых, которые ищут помощи Божией. В 2017 году был зарегистрирован “Приход церкви Успения Пресвятой Богородицы в Невском районе,”который активно включился в социальную жизнь, посещая инвалидов реабилитационного центра на Запорожской улице и помогая людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Возглавил приход священник Вячеслав Поляничко.

Прошлым летом семья с детьми из состава прихода  сняла дачу в поселке Васкелово Ленинградской области. Недалеко от их дома жила еще одна семья с гурьбой ребятишек. Как полагается, почетным членом  состояла бабушка – Надежда Александровна Шарапова. Надежда Александровна – мать двоих детей, бабушка пяти внуков, прабабушка семи правнуков. В случайном разговоре между соседями выяснилось, что ее дед , Федор Васильевич Кемецкий, служил в Успенской кладбищенской церкви, в 1919 году он скончался и был похоронен в церкви, где служил. Чтобы узнать подробности, мы попросили Надежду Александровну о встрече, которая и состоялась в Васкелово. Вот что мы узнали.

 

 

Надежда Александровна родилась в Ленинграде в 1936 году. Ее мать – Елена Федоровна Кемецкая (1907 – 1987гг.) – получила хорошее образование, но работала всю жизнь на неквалифицированных малооплачиваемых работах. Отец был кузнецом завода «Большевик». Елена Федоровна Кемецкая была дочерью того самого служителя Успенской кладбищенской церкви Федора Васильевича Кемецкого. Перед Великой Отечественной войной семья жила в деревянном доме № 249 по проспекту Обуховской Обороны. Этот дом не сохранился. Зато в семейном архиве Надежды Александровны есть фотография 1951 года, где 15-летняя Надя стоит на фоне каменного дома № 251, который сохранился до сих пор на проспекте Обуховской Обороны. Правда, он немного подрос по высоте. На фотографии отражен характерный уличный  вид того времени с дровяными сараями и деревянной лавкой посреди двора.

В 1941 году Надежда вместе матерью и братом была эвакуирована на Урал. Вернулись в 1944-м. В этом же году девочка поступила в первый класс школы №337 – бывший Училищный дом Обуховского завода, что на углу улицы Бабушкина и проспекта Обуховской Обороны. Это великолепное здание в стиле модерн было построено в 1914 году и до сих пор украшает Троицкое поле. В здании до сих пор располагается школа. «Летом зашли с матерью в храм Успения Богородицы» – вспоминает Надежда Александровна. Мама сказала: «Пойдем, покажу , где твой дедушка похоронен». Вошли в храм и подошли ближе к алтарю. В полу находилась плита с надписью: Кемецкий Федор Васильевич, 1856 – 1919. Здание церкви  во время войны сохранилось, только западная часть была несколько разрушена. Впоследствии семья переехала в другое место. Надежда закончила ЛИТМО, сорок лет жизни отдала службе на ЛОМО. Там познакомилась с будущим мужем. Супруги прожили вместе 45 лет. Сейчас, несмотря на годы, Надежда Александровна бодра и жизнерадостна. Видимо, Федор Васильевич усердно молится за свою внучку, так же, как и она за него.

Сохранила она фотографию, на которой изображен ее дедушка в церковном облачении. На этом фото Федор Васильевич — без наперсного креста. А вот на другом, которое не сохранилось — с крестом. О причине рассказали архивные документы, но об этом — позже.  Во время беседы с Надеждой Александровной выяснилось, что у нее есть сокровенное желание: посетить старые полузабытые места. Эта встреча побудила нас, членов прихода Успенской церкви, заглянуть в городские архивы, где мы узнали некоторые интересные факты из биографии Кемецкого Ф. В.

В Центральном Государственном историческом архиве  сохранилось его личное дело (ЦГИА, ф. 19, оп. 115, д. 814). В нем хранится справка из клировых  ведомостей 1916 года церкви Святой Живоначальной Троицы села Александровского,  к которой с начала существования была приписана кладбищенская Успенская церковь. Напомним, что в 1925 году жители Мурзинки выступили с предложением отделить церковь на кладбище от Троицкой. Их просьба была удовлетворена, и до своего закрытия она была самостоятельной. В период совместного существования двух церквей документация их была общей.

Приводим текст справки, которая была датирована 18-ым июля 1917 года: “Диакон Троицкой церкви села Александровского Кемецкий Федор Васильевич родился 30 августа 1856 года, сын священника. Обучался в Петроградской Духовной семинарии. В 1878 году, закончив третий класс, подал прошение об увольнении. Выдержал испытание в знании предметов всего семинарского курса и был определен псаломщиком в абосскую Александрийскую церковь в Финляндии. В этом же году перемещен в Петроград и служил псаломщиком в Предтеченской церкви при доме призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородько на Малой Охте. Через пять лет перемещен на должность псаломщика Троицкой церкви села Александровского, в которой прослужил пятнадцать лет. Параллельно занимался законоучительством в начальной школе села Александровского. В сан диакона рукоположен 1 августа 1881 года. В 1898 году награжден грамотой Священного Синода. Имеет серебряную медаль в память царствования императора Александра III.”

Из других документов дела узнаем, что за несколько дней до составления этой выписки приходское собрание Троицкой церкви подает прошение архиепископу Петроградскому и Гдовскому Вениамину, в котором высказывает “горячее желание прихожан Троицкой церкви села Александровского  видеть диакона Феодора Кемецкого в сане священника на диаконской вакансии.”… “Верим и надеемся, что голос народный найдет отклик в благостном сердце нашего отца и станет действительностью наша мечта.”

25 июля 1917 года из Духовной Консистории были направлены два указа. Один — благочинному, священнику Георгию Поспелову. В нем сообщалось, что резолюцией Его Преосвященства диакон Троицкой села Александровского церкви Федор Кемецкий назначен к рукоположению во священника с оставлением на диаконской вакансии. Другой указ такого же содержания был направлен самому диакону. Эти письма легко объясняют отсутствие и наличие наперсного креста на фотографиях.

В деле Федора Кемецкого сохранился “допрос ставленнику перед рукоположением во священника”. При “спросе” Федор Васильевич показал следующее:

  1. От роду я имею 60 лет, сын священника Петроградской епархии.
  2. Обучался в петроградской духовной семинарии, имею об образовании свидетельство знаний богословских наук в программе духовной семинарии.
  3. Женат первым браком на девице, дочери петроградского мещанина, православной.
  4. Исповедую православную веру, с раскольниками и сектантами в религиозных общениях не состою.
  5. В преступных политических делах не замешан, к тюремному заключению принуждаем не был, и вообще, дел, препятствующих посвящению в духовный сан, не имею.

В деле имеется характеристика за подписью священника Николая Клерикова, настоятеля Троицкой церкви, в которой написано: “Священник Феодор Кемецкий приобрел добрый навык в совершении божественных служб, отправлении церковных таинств и обрядов, что и свидетельствую своими подписями с приложением церковной печати”.

Следующий архивный документ личного дела гласит, что  “ставленник, диакон Свято-Троицкой церкви села Александровского Петроградского уезда Феодор Кемецкий” был рукоположен архиепископом Петроградским и Гдовским Вениамином во священника  1 августа 1917 года при служении в Исаакиевском кафедральном соборе. В августе того же 1917 года Федору Кемецкому была выдана священническая грамота за подписью архиепископа Вениамина.

С этого знаменательного события прошло два года. В Петрограде царили голод, разруха, эпидемия тифа. Не обошли они и семью Кемецких. Из “Свидетельства на право погребения”, хранящегося в Центральном Государственном архиве (ЦГА СПб, ф.6143, оп. 1, д. 1170, л. 259,259 об.) узнаем, что иерей Федор Кемецкий скончался “от сыпного тифа и истощения” у себя в доме 8/1, кв. 3 по Церковному переулку. Это было 30 марта 1919 года.

В графе свидетельства “профессия” указано — “священник”. На обратной стороне свидетельства, где писали место погребения усопшего, можно прочесть: “выд плит успенская”. Очевидно, эта таинственная запись означает, что священник Федор Васильевич Кемецкий похоронен в Успенской церкви под “выданной” или “выделенной плитой”.

Владыка Вениамин не надолго пережил рукоположенного им в священники диакона Федора Кемецкого. Через три года, в 1922 году, он был расстрелян в Петрограде богоборческими властями, а в 1992  был причислен к лику святых в сонме священномучеников.

Нет ничего случайного в нашей жизни. Эта история,  вернувшая нас к событиям столетней давности, возможно, поможет нам понять ошибки прошлого, осознать, исправить их, и, наконец, восстановить разрушенную церковь. Она так нужна на Троицком поле! От каждого из нас зависит, зазвучит ли здесь вновь колокольный звон. Результат наших сегодняшних деяний будут пожинать наши потомки в будущем, а будущее хочется видеть светлым.

Макаревич Т.П.

Поделиться:

Комментарии