Благотворительные учреждения в Мурзинке

Общий вид приюта глухонемых в Мурзинке. Фотография ателье Карла Буллы 1900-е гг.

Ещё в 1882 г. граф Антон Степанович Апраксин пожертвовал из имения Мурзинка участок на берегу Невы в 11 десятин и 80 кв. сажен для устройства благотворительного заведения ведомства Императрицы Марии. По неизвестным причинам этот участок оставался незастроенным более 10 лет. В 1900 г., уже после его смерти его наследники (вдова Мария Дмитриевна и сын Степан Антонович)

предложили ведомству обменять этот участок на другой, по другую сторону от Шлиссельбургской дороги. Это предложение было принято.
В Мурзинке выстроили несколько зданий приюта для глухонемых по проекту архитектора И.А. Претро. До наших дней сохранились три двухэтажных каменных здания Приюта для глухонемых, современный адрес: Прогонный переулок дома 15-17. Не сохранилось лишь деревянные здания.
Фотографии ателье Карла Буллы, сделанные в начале XX века, запечатлели жизнь этого приюта в подробностях. Для обучения воспитанников здесь были переплётная, столярная, сапожная, швейная мастерские, ферма, сад, огород. Приют имел баню, прачечную, водопровод, хлебопекарню и домовую церковь, освящённую во имя Святого Филиппа.
Попечительство о глухонемых сдавало часть пожертвованной графами Апраксиными земли в Мурзинке в аренду. Арендаторы, заключавшие договоры на аренду ещё с графом Антоном Степановичем Апраксиным, сохраняли прежние условия аренды, перезаключив договор с новым владельцем. Такими долговременными арендаторами была, например, семья Гудковых. Членами семьи были: Гудкова Мария Александровна, вдова отставного старшего фейерверкера с сыновьями Валерианом, Евгением и Александром Максимовичами, а также её дочь, Агния Максимовна Рудакова. В Мурзинке существовал даже Гудков переулок.
В 1909 г. граф Степан Антонович Апраксин пожертвовал Попечительству о слепых ведомства Императрицы Марии еще 11десятин 802 кв. сажени земли в Мурзинке. На этом участке, располагавшемся напротив приюта для глухонемых — по другую сторону Прогонного переулка, было устроено убежище для слепых женщин. Для постройки убежища, графиня М.Д. Апраксина выдала наличными 83 тысячи рублей. На содержание убежища она внесла 160 тысяч рублей 4-х процентной рентой и ежегодно вносила ещё по 7 тысяч рублей в Попечительство на нужды этого убежища. Построенному и открытому в 1911 г. убежищу было присвоено имя графини Марии Дмитриевны Апраксиной.
Об убежище для слепых женщин в Мурзинке известно гораздо меньше, чем о здешнем приюте для глухонемых. А между тем, это убежище являлось уникальным учреждением в дореволюционной России.
Задачей убежища являлось обучение взрослых трудоспособных слепых женщин доступным им ремёслам (ткацкому, башмачному и другим). Рассчитано оно было на 50 женщин от 16 до 25 лет, и курс обучения здесь предполагался трёхлетний. В училище принимали слепых девушек из всех губерний Российской империи, хотя предпочтение отдавалось местным слепым.
Построенное по проекту архитектора В.А. Шевелёва здание для убежища хорошо сохранилось до наших дней. Оно двухэтажное каменное, с мансардой. В плане оно имеет очертания буквы «Т», и лицевым фасадом выходило на Софийскую улицу Мурзинки (ныне упразднённую).

Здание бывшего убежища для слепых Мурзинке. Современный адрес: Прогонный пер. д.8. Фотография автора 2009 г.

Размеры здания убежища свидетельствует о том, что для призреваемых здесь пятидесяти женщин был предусмотрен максимальный комфорт. В заметке об открытии убежища в газете «Петербургский листок» 31.08.11г. отмечалось: «в нём масса воздуха и света; обширные мастерские, классы, дортуары, прачечная и т.п.».
В убежище слепые девушки пользовались бесплатно полным призрением. При этом они обучались ткацкому ремеслу, вязанию чулок, кружев, платков и прочего. Продукция ткацкого производства местной мастерской (цветные скатерти, передники с каймой, бархатные коврики, половики) выставлялась в Александро-Мариинском училище во время общего собрания членов Попечительства и быстро раскупалась. С началом войны 1914 г. девушки вязали шерстяные носки и варежки для воинов. Кроме ремёсел, они обучались чтению и письму по Брайлю и плоскому письму. Обучение и работа в мастерских занимали по 7 часов в день с перерывами по полчаса для обеда и для вечернего чая. По дежурству девушки убирали чайную посуду, вытирали пыль.
В свободное время девушки ходили на спевки в группу церковного пения в церкви Мариинской школы глухонемых, находившейся рядом с убежищем. Желающие обучались игре на музыкальных инструментах (гитарах, мандолинах, балалайках). По вечерам можно было послушать чтение вслух. По праздникам развлечением им служил граммофон, подаренный графиней М.Д. Апраксиной.
На Рождество и Пасху убежище получало от графини М.Д. Апраксиной денежное пожертвование, на счёт которого для слепых девушек устраивался праздничный стол, выдавались подарки и гостинцы. Из этих же денег оплачивались уроки музыки, покупались инструменты, устраивались поездки в Александро-Невскую лавру для слушания церковного пения.
Летом некоторые девушки уезжали на каникулы к родным. Те же, что оставались в убежище, могли гулять в парке графини Апраксиной или в близлежащих полях. По окончании курса обучения девушки возвращались на родину, чтобы жить своим трудом.

В 1915 г. граф С.А. Апраксин подарил очередной участок из своих владений для постройки двухэтажного каменного здания, в котором разместился приют на 150 детей — сирот войны. Здание строилось по проекту М.Е. Сунцова. В этом здании также устроили домовую церковь. Освятили её во имя Святого Николая Чудотворца.
Все названные благотворительные учреждения и церкви закрыли в 1918 г. Здания этих учреждений использовались и в настоящее время используются под разные нужды. По свидетельству местных старожилов, некоторое время в зданиях приюта для глухонемых и убежища для слепых работала средняя общеобразовательная школа. До сих пор эти здания находятся в хорошем состоянии.

Мурзинка на карте Петрограда 1916 г.

Автор статьи: Вера Фёдоровна Андрейчева

Поделиться:

Комментарии